Все постыКатегории
Рождение чемпионов. - Работа Тренера?

Чемпионами не рождаются, ими становятся!!! Чья же это заслуга? Учителя? Тренера? Родителя? Танцора? Только при совместной работе, при сжатии трех воль в кулак (имеется в виду воля тренера, спортсмена и родителя) возможны высокие результаты, призовые места, победы и чемпионский титул! Если отсутствует хотя бы одна из составляющих, то уже очень сложно добиться высот Олимпа и покорить Высший Судейский Суд своим танцем. Когда тренер впадает в бессилие, когда его перестают слушать, слышать и понимать, когда учитель теряет власть над собой, то пропадает элементарный педагогический профессионализм. А какая пара может учиться без тренера?!

В случае отсутствия воли родителей (конечно, это касается только детских пар) очень сложно удержать ребенка на волне энтузиазма, раскрепощения и сосредоточения. Порой именно родители помогают преодолевать танцорам сложный период «застоя», который присущ любой паре. У каждого пути есть периоды взлетов и падений, во время которых детям особенно необходима родительская поддержка, а иногда настойчивость и целеустремленность. И, конечно же, при отсутствии третьей воли - воли танцора миссия воспитать чемпиона становится практически невыполнимой. Мы должны понимать, что навязывание обучения, настойчивая «пытка» из-под палки это нелепость и «педагогика, деформирующая личность» - как заметил зав. кабинетом русского языка и литературы МОИУУ господин И. Аркин. Что же должен делать тренер, на какие рычаги нажимать, какими волшебными палочками обладать?

Взаимоуважение, чуткость, деликатность и искренность - вот 4 заветных понятия, 4 ключа, которые позволяют создать благоприятный психологический климат, психологический комфорт во время тренировок. Не позволительно делать замечания, выбивающие спортсмена из колеи, травмирующие психику ребенка, отбивающие охоту приходить в зал и заниматься танцами.

Тренер не имеет права на раздражение и хамство - ребята учатся танцевать, а не назло всем спотыкаются и «выпадают» из музыки. Способности у каждого индивидуальные, следовательно, одному достаточно один раз сказать, другому нужно сказать и показать, а третьему необходимо несколько попыток, чтобы переработать полученную информацию. Существуют совершенно определенные этические нормы. Крик и унижение человеческого достоинства - это враги педагогического процесса. Очень важно выделять положительные моменты в творческих попытках ребят воспроизвести то, чему учат, чаще говорить об успехах каждого. А вот анализ недостатков должен происходить наедине, в спокойной и дружелюбной атмосфере. Не смотря на то, что тактика разбора недочетов в группе используется многими педагогами, все же не стоит злоупотреблять данным видом исправления ошибок, - попадая в состояние стресса, танцор не всегда может качественно и выразительно показать свой танец. Такой вид критики полезен для преодоления внутреннего психологического барьера, который возникает у танцоров с малым опытом конкурсных выступлений, и отнюдь не способствует улучшению качества танца. Однако, поощрение пытливости и любознательности помогает тренеру вовлечь спортсмена не только в процесс исполнения танца, но и в процесс познания мира движений и грации.

И еще одно необходимое качество, чувство, состояние души тренера - это искренность. Сближение тренера и ученика происходит только на волне искренности при умении учителя быть самим собой и не бояться осуждений или сомнений со стороны подопечных. Что же такое искренность? Как справедливо заметил И. Аркин, «это не столько даже слово, а - самочувствие учителя, интонация, пронизывающая урок, биения живой мысли и неподдельность чувства, исключающие какую-либо заданность...».

Да, только тренерский талант и определенная педагогическая методика не в состоянии привести пару к чемпионству. Мы же зачастую опираемся только на них, но оказываемся перед лицом бессилия педагогического дара, пытаясь объяснить парадокс: Почему лишь у немногих тренеров рождаются победители, которые в движении становятся подлинными творцами, выражая мир и себя в танце.

© Дина ХОДОС